Паркет | Салон паркета Oscowood | Василеостровский

История появления паркета

Зарождение паркета в Европе

Зарождением паркета мир обязан готической Европе, где в тот период (в конце XIII — начале XIV столетий) в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов. Полы в жилых помещениях покрывались более скромно — досками, которые были сработаны грубо и однотипно, могли быть покрыты лаком или краской. Тогда-то и возникла мысль о расчленении обычной массивной половой доски на отдельные дощечки строгой геометрической формы. Так возник штучный паркет. В Средневековье паркет становится уже обязательной частью интерьера замков, дворцовых зал и жилья великосветской знати.

 

Паркет в России в XVI столетии

Первыми паркетными полами в России были полы из художественного паркета, щитового паркета, штучного паркета («дубовые кирпичи») и массивной паркетной доски. История паркета в России начинается приблизительно с XVI столетия — когда помимо настилаемых дощатых полов, состоящих из больших массивных досок во всю длину помещения, начали изготавливаться напольные покрытия из так называемых «дубовых кирпичей», вырезаемых из досок дуба. Подобные полы получили название «косящатых», поскольку укладывались именно знаменитым рисунком «елочкой». Их выкладывали на грубо сработанное основание из мягких пород древесины — преимущественно сосны.

 

Паркет в России в XVII столетии

В XVII столетии в России паркет настилали на известковое основание, замазывая швы между паркетинами известью, замешанной на смоле. По краям стен выкладывали дубовые бордюры. Подобного рода паркет укладывали и немного ранее — примером могут послужить полы в Дмитровском соборе, что во Владимире, храма Василия Блаженного, Донского монастыря в Москве. Тогда была особо популярна резьба по древу, что послужило основой для дальнейшего развития художественного паркета. Но нельзя сказать с полной точностью, что резьба по древу была присуща только этому историческому периоду — она начала своё развитие и становление ещё в XV—XVI столетия, достигнув именно к этому времени необычайно высокого уровня искусства. Более всего пользовались популярностью «дубовые кирпичи» (клепки из дубовой древесины), которые и составляли дворцовые полы.

 

Паркет в России в XVIII столетии

На Руси в те времена была широко популярна резьба по дереву, которая дала толчок для зарождения и развития художественного паркета на российских землях. Сначала он изготавливался русскими мастерами-паркетоукладчиками на щитовой основе (щитовой паркет). Самым востребованным размером являлись щиты величиной два на два аршина, что в пересчете на современные единицы длины равно 1,42*1,42 метра. Намного реже встречался щитовой паркет, уложенный на щиты величиной 1,5 на 1,5 аршина (1,07*1,07 метра соответственно) и 5 на 3 аршина (3,55*2,13 метра в пересчете на современные единицы измерения пространства)[2]. Художественный паркет выполняли обычно 2 способами — интарсией, которая предполагала инкрустацию, и маркетри, которая состояла в наборных работах[3]. Изготовлялся деревянный настил и методом расколотых по всей длине бревен. Подчас они настилались прямо на глинобитные полы (особенно в южных регионах), но также крепилась к балкам и гвоздями из дерева.

Петр Великий, закрыв Оружейную палату в Москве (в 1711 году мастерские при ней занимались художественной резьбой по дереву) перевел всех умельцев на работы в С.-Петербург — для изготовления полов в строящиеся дворцовые комплексы. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью. Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета.

К завершению XVIII столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности в России был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясенябука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Из русских деревьев для паркета годилась древесина берёзы, сосны и дуба. Произведенные из них паркетные полы отличались стойкостью к износу и истиранию поверхности. Примером может послужить паркет Муранова, Архангельского и Останкина, полы в Кускове (в музее-усадьбе) и в Останкинском дворце-музее. В целом мастера-паркетоукладчики использовали в работе свыше 50 пород древесины.

Паркет в России в XIX—XX столетиях

Изготовление паркета на протяжении всего XIX столетия проводилось исключительно вручную. В ту пору отличились охтенские мастера по укладке паркета. Именно их в XIX столетии приглашали на работы в дома великосветской знати того времени и в петербургские дворцы (тогда велись активные работы по отделке дворцов). К примеру, в 1823 году архитектор России поручил настилку паркета в Михайловском дворце Степану Тарасову, выходцу из Охты и его товарищам. В дальнейшие годы XIX столетия архитектор Стасов пригласил для работ в Зимнем и Екатерининском дворцах охтенских умельцев — Степана Тарасова, Федора Андреева, Дмитрия Никитина, Сафрона Тимофеева, Ивана Изотова и других мастеров.[5]

Паркетные промышленные предприятия начали возникать в начале XX столетия. Тогда, в первые годы, стали запускать свои цеха специализированные фабрики, которые перешли на массовый выпуск паркета из самых разнообразных пород древесины. Паркеты XIX и начала XX столетия стали примером русской классики. С того времени начались эксперименты в паркетном деле — в его производстве, в укладке (в стилях, форме, древесине, методах работы). Осуществлялся постепенный переход и на другие виды деревянных напольных покрытий.

Виды паркет

До недавнего времени паркетом принято было называть напольные покрытия из натурального дерева, однако развитие технологий повлияло на обработку дерева и устройство полов.

Натуральный паркет

Натуральным паркетом принято считать штучный паркет и массивную паркетную доску, а также их производные — щитовой и наборной паркет.

Штучный паркет

Штучный паркет, возможно, наиболее распространенный вид паркета. Он представляет собой набор планок (клёпок) с гребнями и пазами для крепления из твердых пород древесины. Планки состоят целиком из твердой ценной породы дерева. Толщина планок колеблется в пределах 15-22 мм, длина достигает 500 мм, а ширина достигает 75 мм.

Штучный паркет имеет преимущества перед многими видами паркета:

  • долгий срок эксплуатации напольного покрытия;

  • возможность многократного ремонта;

  • возможность укладки различными рисунками, включая художественную укладку.

Массивная доска (массивный паркет)

Современная форма натурального деревянного паркета — массивная доска. От штучного паркета она отличается линейными размерами планок и тем, что массивная доска не позволяет осуществлять укладку множеством рисунков. Чаще всего массивная доска ещё и дороже, так как требует большего количества цельной древесной породы на своё изготовление.

Массивная доска — это напольное покрытие, полностью изготовленное из массива древесины. Конструктивно, в массивной доске можно выделить те же части, что и в штучном паркете:

  • гребень — выступающая часть массивной доски, служащая для соединения с соседними досками при укладке;

  • паз — выемка на боковой и торцевой кромках массивной доски, в которую входит гребень для соединения с соседними досками;

  • слой износа — верхний слой массивной доски от лицевой стороны до верхней части гребня или паза, износ которого определяет срок службы паркетного покрытия (чем толще слой износа, тем большее количество шлифовок возможно произвести на паркетном покрытии);

  • лицевая сторона — наружная поверхность слоя износа;

Основной характеристикой отличающей массивную доску от штучного паркета являются габариты. Согласно ГОСТ 2695-83 «Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия» массивной доской можно считать планки от 500 мм длиной. Этот ГОСТ был утвержден в 1983 году и не все современные производители его придерживаются. Допуски на геометрию массивной доски, согласно ГОСТ 2695-83 , больше чем для штучного паркета. Для досок толщиной до 32 мм он регламентирует максимальные отклонения по толщине +/-1,0 мм; по ширине для досок шириной до 100 мм — +/- 2,0 мм, шириной свыше 100 мм — +/- 3,0 мм.

Таким образом, в большинстве случаев, массивная доска поставляется с фаской — V-образным срезом по торцам доски. Она необходима для того, чтобы скрыть возможные перепады как по высоте, так и по ширине доски. Впоследствии, когда доска, скорее всего, будет изменять свои габариты, такие изменения будут менее заметны.

Паркетная доска/ Инженерная доска

Доска состоит из трех слоев натуральной древесины — именно поэтому паркетную доску называют трехслойной. Волокна трех слоев данной конструкции поперечны друг другу. Это призвано увеличить стойкость напольного покрытия к изменению влажности и температуры. У европейских производителей лишь верхний слой паркетной доски состоит из ценной породы дерева, а нижние состоят из хвойных пород. У других производителей, заводы которых расположены на других континентах, на нижних слоях используют древесину не имеющий для них ценность. Например, в Индонезии, для изготовления паркетной доски из гевеи, на второй и третий слой используют древесину таких пород как мербау или палисандр.

Ширина и длина паркетной доски позволяют производить различные дизайны: от однополосных, когда весь верхний слой доски является одной планкой из цельного куска сырья ценной древесины, до трех- и четырёхполосных — в этом случае, на одной доске располагается несколько одинаковых по ширине небольших планок-ламелей.

Практически все производители уже на заводе покрывают паркетную доску защитным масляно-восковым или лаковым покрытием, что в дальнейшем значительно сокращает затраты времени и ресурсов на укладку такой доски, поскольку её не нужно покрывать долго сохнущим паркетным лаком.

Преимущества трехслойной паркетной доски:

  • использование натуральных материалов;

  • простота и относительно невысокая стоимость укладки;

  • высокая скорость укладки;

  • экономия древесины;

  • простота ухода за покрытием.

Художественный паркет

Художественный паркет представляет собой штучный паркет, уложенный сложным рисунком. Художественная укладка паркета использует различные породы дерева — дуб, ясень, клен, мербау и пр. Художественная укладка требует сложной и длительной ручной работы, и поэтому очень дорога. Современные технологии позволяют автоматизировать изготовление художественного паркета. На специализированных станках изготавливают розетки и фризы, используемые при укладке штучного паркета.

Модульный паркет

Модульный паркет принято считать элементом декора, который должен сочетать в себе несколько фрагментов разнообразных форм и иметь сложный (но, в то же время, очень красивый) дизайнерский рисунок. Также, такой паркет выполняется из различных пород дерева, сочетание которых образует очень интересные мозаичные композиции.

По утверждению специалистов, каждая порода дерева должна быть совместимой по цвету и фактуре, и проявлять идентичное поведение на определенные температурные условия, возможные воздействия различных механических нагрузок и колебания влажности.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ  |  ВОЛХОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК - 5  |   + 78123354888